Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Новое в законодательстве
Специалисты практики Налогов и права напоминают о сроках и штрафах, а также разъясняют изменения в ТЦО-регулировании, внесенные в конце февраля текущего года.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Новое в законодательстве
Эксперты практики Налогов и права Группы рассказывают о последних изменениях в законодательстве в области КИК: введение фиксированного налога с прибыли и возросшие в 5 раз штрафы.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?

Госконтракт для "упрощенца"

20 Августа 2012

Цена сотрудничества

Чтобы заключить выгодный договор, финансирование по которому осуществляется из бюджета, компании необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Госконтракту предшествует конкурс на право заключить его. Заказ размещают получатели бюджетных средств, в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, органы власти. Включиться в борьбу за тендер могут любые организации или частные лица, в том числе ИП (п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). При этом законодатель не устанавливает каких-либо ограничений по участию в торгах для лиц, применяющих специальный налоговый режим. Получается, что любой претендент на заказ, в том числе и "упрощенец", вправе участвовать в торгах. Такую точку зрения разделяет и Минэкономразвития России в своих Письмах от 14 ноября 2011 г. N Д28-565, от 12 октября 2011 г. N Д28-452, от 15 сентября 2011 г. N Д28-380.

При проведении тендера заказчик устанавливает в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта, а также требования к ее формированию. Например, условие отражения цены в заявке: с учетом налогов или без них (пп. 5 п. 4 ст. 22, пп. 7 п. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ). Как правило, заказчик требует указать цену с учетом НДС.

По итогам проведения торгов контракт заключается с победителем на условиях, указанных им самим, а также в конкурсной документации (п. 3 ст. 29, п. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). По общему правилу цена соглашения является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

Отсюда вполне обоснованным представляется вывод чиновников: госконтракт заключается по цене победителя торгов, при этом применение компании УСНО не влечет изменения условий договора, то есть не допускается корректировка заказчиком цены, предложенной "упрощенцем" при проведении тендера (Письмо Минэкономразвития России от 14.11.2011 N Д28-565). Возникает вопрос, что же делать с НДС компании на спецрежиме, если она выиграла тендер, но освобождена от уплаты НДС?


Мнение Минфина

К сожалению, разъяснения представителей финансового ведомства по данному вопросу весьма противоречивы. Не далее как в прошлом году Минфин утверждал, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, реализуют товары (работы, услуги) без учета НДС. Поэтому при заключении контрактов для муниципальных нужд цену следует рассчитывать без НДС (Письма от 22.08.2011 N 03-11-06/2/121, от 02.02.2011 N 03-07-07/02).

Напомню, "упрощенцы" признаются налогоплательщиками НДС только при импорте товаров, а также в рамках правоотношений по договору простого товарищества или доверительного управления имуществом, а также концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, "упрощенцы" уплачивают НДС при выполнении функций налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В других случаях этот налог не исчисляется.

Чиновники, излагая свою точку зрения, ссылались лишь на общие нормы Налогового кодекса. При этом специальные положения, регулирующие заключение госконтрактов, в принципе не принимались во внимание.

В этом году Минфин учел недоработку. Результат превзошел все ожидания - теперь изложена диаметрально противоположная позиция, согласно которой уменьшение цены госконтракта на сумму НДС не производится, а поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются заказчиком по цене, указанной в договоре (Письмо от 26.01.2012 N 03-07-11/21).


Что скажет суд?

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров.

Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 г. N А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-"упрощенец" заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные "упрощенцем" денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 г. N А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции.

В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 N А40-477/11-67-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика.

Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтракта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов "с учетом НДС". Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, "упрощенец" недополучил от заказчика все ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.


Сухой остаток

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации "упрощенец" поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина России от 23.10.2007 N 03-07-11/512, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120314).

Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2011 N 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что "упрощенцы", выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом (Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-11-02/46, от 13.03.2008 N 03-11-04/2/51 и УФНС России по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08).


Источник: Журнал "РАСЧЕТ"

Автор материала
Яна Лазарева
Заместитель руководителя отдела бухгалтерского и налогового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Другие публикации экспертов

Василий Никитин
Руководитель проектов практики Налогов и права

По информации от 19 февраля Министерство финансов подготовило законопроект, который предусматривает ряд новаций в части налогообложения и будет способствовать реализации утвержденных в конце прошлого года направлений налоговой политики РФ. Некоторые планируемые нововведения рассмотрел руководитель проектов практики Налогов и права Группы, Василий Никитин.

Линара Хабирова
Руководитель отдела юридического сопровождения
Можно ли использовать снимок экрана в качестве доказательства в суде? Как правильно оформить скриншот, чтобы он был рассмотрен судьями? Ответы на эти вопросы, а также анализ судебной практики – в статье Руководителя отдела юридического сопровождения Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Согласно сообщению от 19 февраля, Минфин РФ готовит новый пакет поправок к Налоговому кодексу, который включает в себя в том числе расширение перечня налогооблагаемых доходов иностранных компаний. О причинах внесения таких поправок – в комментарии Александра Силакова, Партнера практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта