ФНС получит полномочия по проведению анализа деятельности юридических лиц и предоставления результатов такой работы в виде выписок — самому проверяемому лицу или другим организациям, в частности при осуществлении государственных закупок. Соответствующие поправки в закон «О налоговых органах Российской Федерации» разработал Минфин, пишет РБК rbc.ru.
Поправки предлагают дополнить закон «О налоговых органах» статьей 6.3, согласно которой ФНС получит право «проводить анализ (оценку) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице, имеющихся у налогового органа», и формировать результаты такой оценки «для их предоставления в виде выписки» юридическому лицу или в случаях, предусмотренных законом, «иному лицу по его запросу» , сообщает РБК.
Предполагается, что ФНС будет оценивать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и иных сведений о компании на соответствие критериям, прописанным в методиках такого анализа. Данные методики будут разработаны ФНС при участии Минфина.
Оценка финансово-хозяйственной деятельности будет происходить в два этапа:
- Оценка соответствия компании базовым критериям, свидетельствующим о ее самостоятельности и отсутствии предпосылок к банкротству или ликвидации;
- оценка уровня зарплаты, налоговая нагрузка, численность сотрудников, коэффициенты платежеспособности, автономии, ликвидности, рентабельность активов.
Законопроект установил четкий порядок работы с выписками
- Если выписка готовится по запросу третьего лица, то сначала она в обязательном порядке должна быть предоставлена проверяемой компании, — не позднее следующего рабочего дня.
- Если проверяемая компания не согласна с результатами оценки, на подачу заявления о корректировке, с предоставлением подтверждающих документов, предоставляется пять рабочих дней.
После чего ФНС дается пять рабочих дней на внесение корректировок или отказ в этом, с объяснением причины отказа.
В проекте отмечается, что результаты оценки сведений о финансово-хозяйственной деятельности могут быть представлены иным лицам, только если они вправе получать такие сведения. А по общему правилу результаты оценки будут налоговой тайной.
Банк России представил ряд замечаний на законопроект. ЦБ указал, что перечень сведений, которые могут быть предметом анализа, является открытым, из-за чего «объект оценки не может считаться достаточно определенным» и не устранен риск «необоснованного расширения полномочий ФНС».
ЦБ РФ также отмечает, что законопроект не предусматривает основания и направления использования результатов проводимой оценки третьими лицами. Банк России обращает внимание, что в проекте поправок отсутствуют базовые принципы и требования к методике оценки, и считает недостаточным пятидневный срок на оспаривание результатов проверки.
Регулятор также обращает внимание на то, что законопроект не предусматривает обязанность третьих лиц по неразглашению сведений из полученных выписок.
В правительстве заявили, что замечания Банка России «противоречат концепции законопроекта».
По мнению Директора Департамента финансового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» Крючковой Екатерины, «В случае формирования четких базовых принципов и требований к методике оценки ФНС, а также закрепления обязанности третьих лиц по неразглашению сведений, полученных по результатам проведённой оценки, данный подход может послужить надежной опорой в принятии верных управленческих решений и стать дополнительным элементом внутреннего контроля за сохранностью бюджетных средств».