Более 7 лет в России действует система маркировки товаров «Честный знак». С каждым годом перечень товаров, маркировка которых является обязательной, расширяется, что приводит к пропорциональному увеличению спроса предпринимателей, ввозящих товар карго, на применение «серых схем» с целью получения заветных кодов.
Напомним, что карго — это нелегальный метод транспортировки товаров, при котором груз не проходит таможенное оформление должным образом. Использование таких схем связано с отсутствием необходимых таможенных деклараций и сопроводительных документов. Это контрабанда.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 года № 12, под контрабандой понимается незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу посредством сокрытия от таможенного контроля.
Что такое услуги карго
Такие услуги предоставляют логистические компании, собирая в один контейнер или фуру товары, заказанные разными клиентами. В одном контейнере могут быть детские игрушки, одежда, стройматериалы.
На таможне обычно проверяют не все грузы. К примеру, если фура перевозит двадцать коробок, пограничники не обязаны вскрывать каждую — достаточно проверить одну.
Перевозчики карго в декларации указывают, что везут, например, только недорогие стройматериалы, на которые действуют низкие таможенные платежи. Они умалчивают об остальных грузах, которые лежат в других коробках или контейнерах, и не декларируют их.
Компанию, предлагающие нелегальные услуги достаточно легко узнать:
- Компания не запрашивает описание товара, его характеристики.
- Цена перевозки указана за килограмм или кубический метр груза без учета вида товара и его стоимости.
- Доставка и прохождение таможни входят в стоимость услуг. Нет таможенной декларации.
- Прием оплаты от физического лица или наличными.
Стоимость такой неофициальной доставки в разы ниже, что привлекает недобросовестных продавцов, но ввезенные товары, подлежащие маркировке на территории РФ, официально продать нельзя. Соответственно, у предпринимателя возникают дополнительные расходы, в виде приобретения «услуг» по маркировке.
Спрос рождает предложение. В закрытых телеграм-каналах происходит активная торговля незаконными услугами, пользователями которых, к сожалению, становятся даже крупные и известные компании.
Способы обхода системы госконтроля
В сети публикуется масса примеров обхода системы государственного контроля:
Подставной производитель. Незаконная (фиктивная) маркировка выдаётся на товар, ввезённый карго, от имени подставного российского или китайского производителя.
Такую услугу предлагают не только теневые организации, но и вполне официальные, легально занимающиеся маркировкой товара. Они обещают решить проблему «каргистов» с получением КИЗов на товары. Но есть одно условие — нужно купить программное обеспечение (лицензию) этой компании.
После приобретения лицензии с покупателем связывается производитель — настоящее юридическое лицо, официально работающее на территории РФ, которое оформляет ввезенные карго товары клиента на себя — как якобы произведенные на территории РФ.
Расходы на такую покупку включают помимо лицензии, оплату за каждый КИЗ по тарифу, который, конечно же, существенно отличается от официальной стоимости в большую сторону.
Полное сопровождение. Кроме оплаты за контрольно-идентификационный знак (КИЗ), клиенту предлагают сопровождение с помесячной оплатой.
Компании предлагают «сопровождение» продавцов на маркетплейсах, некоторые включают в стоимость услуг саму доставку карго, но суть схемы примерно такая же.
Какая-то компания выступает в роли производителя товара → она выдает документы на якобы свой товар → по ним оформляются КИЗы → фиктивный производитель отправляет УПД в личный кабинет «Честного знака» клиента → клиент подписывает УПД → после подписания марки меняют собственника → клиент клеит коды на свой товар.
Перемаркировка. Изначально выпущенные коды заменяются на новые по заявке на перемаркировку.
Предлагаемая схема выглядит так:
- компания официально занимается маркировкой;
- на определенное количество уже выпущенных ранее кодов подается заявка на перемаркировку;
- эти коды передаются клиенту, а он их клеит уже на свои товары.
Ответственность за незаконную маркировку
При доставке груза через карго предприниматель несет юридическую ответственность за незаконный ввоз товара, за отсутствие сертификатов и деклараций, за нарушение прав на товарный знак, если продукция промаркирована чужим брендом.
Необходимо помнить, что ответственность несет именно конечный продавец. Он добровольно выбрал карго-перевозчика, который нарушает закон. Если возникнут таможенные и налоговые претензии, то заведут административное или уголовное дело.
За недекларирование груза штраф составляет от 50 до 200 % стоимости товаров (пункт 1 статьи 16.2 КоАП). По решению суда товар могут конфисковать.
Кроме того, компания должна подать таможенную декларацию (ГТД) и уплатить положенные таможенные пошлины и НДС.
В 2021 году был принят закон, устанавливающий уголовную ответственность за использование поддельных средств идентификации для маркировки товаров. Согласно ему, за производство, хранение, приобретение и перевозку в целях сбыта, а также за сбыт продукции с поддельными КИЗами предусмотрены следующие меры:
- производство и сбыт товара с поддельными КИЗами — штраф до 300 000 руб. или лишение свободы до трёх лет со штрафом до 80 000 руб.;
- при участии нескольких лиц срок лишения свободы возрастает до 4 лет, а штраф — до 100 000 руб.;
- если партия товара крупная, то штраф — до 400 000 руб., а срок лишения свободы — до трёх лет.
Один из самых известных кейсов, связанный с маркировкой товаров, — дело компаний Zenden, специализирующихся на производстве и продаже обуви.
Как указывают правоохранительные органы: «При анализе ситуации на обувном рынке установлены факты продажи товаров с несуществующими кодами маркировки, повторные продажи, то есть реализация двух или нескольких товаров с одинаковыми кодами, а также оборот товаров в обход государственных информационных систем».
Все оперативные мероприятия проводятся в рамках возбужденного органами МВД России уголовного дела по статье о продаже товаров без маркировки (статья Уголовного кодекса РФ 171.1).*
Итоговая стоимость таких нелегальных услуг с учетом покупки неясного характера лицензий и ПО, расходов и рисков по обналичиванию денежных средств, приобретением дублированных или несуществующих КИЗов, изъятием товара, возможным привлечением к административной и уголовной ответственности на деле оказывается выше, чем законная доставка товара с формированием всех документов.
*При подготовке статьи использованы материалы с https://rg.ru/ (Российская газета).