Как вы относитесь к проекту повышения утильсбора? Чем это обернется для рынка, для аграриев, дилеров техники? Это можно будет по эффекту назвать монополизацией рынка (получается, реально останутся только отечественные вариации)?
В ноябре 2021 года АвтоВАЗ выходил на правительство с просьбой продлить действие повышенных таможенных пошлин на сталь на 2022 год, чтобы не повышать себестоимость и цены на выпускаемые автомобили. Тогда Минпромторг не пошел автопроизводителю на встречу, учитывая, что расходы на сталь в структуре себестоимости автомобилей не превышают 5%. А вместо таможенных пошлин, металлурги с 2022 года по новой схеме стали уплачивать НДПИ, а также акциз на сталь.
И опять создается впечатление, что своей инициативой поднять утильсбор, АвтоВАЗ пытается переложить на покупателей проблемы в отрасли, связанные с ростом себестоимости производства автомобилей и ужесточением конкуренции со стороны китайских автопроизводителей. И остается надеяться, что кратного повышения утильсбора не будет:
Во-первых, последняя индексация утильсбора произошла относительно недавно, и новые ставки начали действовать с августа прошлого года;
Во-вторых, китайские бренды занимают ту долю рынка, которую сам АвтоВАЗ осилить не сможет. Стремление монополизировать нишу автомобилей бюджетного сегмента не соответствует производственным возможностям российского автопроизводителя.
В-третьих, китайские компании лишь недавно обратили внимание на российский рынок, и в ближайшие пару лет будет можно ожидать новых совместных проектов. Повышение утильсбора попросту отпугнет иностранных инвесторов.
В-четвертых, половина средств, полученных от утильсбора, правительство направляет на поддержку отечественного автомобилестроения в виде господдержки. Увеличение ставок утильсбора до размеров, способных отпугнуть импортеров, в итоге снизит поступления от него и сократит господдержку отрасли.
И, наконец, повышение утильсбора в угоду отечественным автопроизводителям ударит по другим отраслям российской экономики, особенно по сегментам, зависимым от импортных машин и техники.
Последствия новой индексации утильсбора для АПК будут катастрофическими: сократятся инвестиции в отрасль, повысятся расходы на ремонт и стоимость запчастей, вырастет себестоимость и снизится конкурентоспособность продукции агропредприятий на внешних рынках, что в среднесрочной перспективе приведет к откату отрасли.
Как вы оцениваете актуальную помощь государства аграриям в плане закупок агротехники? Покрывает ли поддержка рост цен на технику последних лет? И как менялись цены на с/х технику последние 2 года? Отечественную и импортную?
В прошлом году на финансирование скидок на приобретение сельхозтехники правительство планировало выделить всего 2 млрд руб. Произошедшая индексация утильсбора потребовала увеличения господдержки и дополнительных 3,2 млрд руб. финансирования. В итоге, сумма выделенных средств все равно была на 35% меньше, чем годом ранее.
Учитывая, что рынок сельхозтехники в денежном выражении в 2023 году просел на 20%, выделенных 5,2 млрд руб. было явно недостаточно. За два года цены на некоторые виды техники выросли на 30-50%, и господдержка этот рост не покрывает.
Прошлогоднее увеличение утильсбора также подстегнуло рост цен. Например, на трактора, с мощностью двигателя 150-200 л.с. сбор вырос в 4-5 раз, что одномоментно повысило их цены на 20-25%. При том, что размер скидки, финансируемый господдержкой, составлял всего 10-15%. Поэтому аграрии просят увеличить объем финансирования «программы 1432» до 20 млрд руб., вместо 8 млрд руб., заложенных в бюджете на этот год.
Какова сейчас ситуация с обеспеченностью техникой у аграриев, каково состояние парка машин? С какой техникой возникают проблемы и почему? Какой импортной технике реально нет альтернатив (в плане эффективности тоже)?
Наиболее высокая зависимость от импортной техники наблюдается в свеклоуборке и животноводстве, где на нее приходится до 90%. Отечественный парк тракторов на 60% состоит из импортной техники, комбайнов – на 85%. Однако импортозамещение дает результаты, и в последние пару лет на российскую сельхозтехнику уже приходится около 60% продаж.
Серьезную конкуренцию отечественному производству составляет продукция из Беларуси. К примеру, 63% проданных в 2023 году тракторов были союзного производства, из которых три четверти поставок пришлось на белорусских производителей.
Поможет ли сгладить ситуацию в отрасли субсидия в 15%, обсуждаемая в Госдуме?
Согласно Постановлению Правительства от 4 ноября 2023 года №1862, субсидия, дающая 15%-ную скидку на приобретение сельхозтехники распространяется для аграриев СФО, Крыма и Калининградской области. Дальневосточные аграрии получают скидку 20%, в то время как все остальные регионы могут рассчитывать только на 10%-ную скидку.
Установление 15%-ной единой скидки на все регионы лишит сельхозпроизводителей Дальнего Востока имеющихся преимуществ, позволявших перевозить технику на большие расстояния. Последствия такого решения очевидны – в СФО и на Дальнем Востоке вырастет импорт китайской техники и снизится спрос на отечественную. Чтобы сгладить возникающий дисбаланс потребуются новые меры господдержки, и ситуация будет развиваться по спирали.
Спрос на технику остается высоким, однако происходящее в АПК снижение рентабельности до 15,5% (без учета госсубсидий) сокращает инвестиционные возможности аграриев. Изменение размеров субсидии не даст результата, пока у сельхозпроизводителей отсутствуют ресурсы для ее приобретения.