В настоящий момент налоговые органы уделяют пристальное внимание так вопросу так называемой «необоснованной налоговой выгоды», приводя в качестве аргументации к своей точке зрения все новые и новые доводы. Между тем Федеральная налоговая служба опубликовала Письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, в котором даются рекомендации нижестоящим органам по проведению мероприятий налогового контроля.

Налоговые консультанты АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» комментируют основные положения документа:

Прежде всего, отметим, что под необоснованной налоговой выгодой понимается имевшее место незаконное занижение налога, подлежавшего уплате в бюджет.

Согласно Письму ФНС, налоговые органы, в ходе проверки обнаружившие доказательства нереальности или предумышленной согласованности операции налогоплательщика с контрагентом или цепочкой контрагентов, а также установившие юридическую, экономическую или иную подконтрольность спорных контрагентов проверяемому лицу, могут сделать вывод о наличии умысла с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Отметим, что понятие «подконтрольности» в действующей редакции НК РФ не раскрывается, а значит, границы доказательной базы могут быть размытыми.

При этом Федеральная налоговая служба рекомендует нижестоящим органам уделить повышенное внимание оценке достаточности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, в том числе:

  • критериям, по которым был осуществлен выбор контрагента проверяемым налогоплательщиком;
  • наличию отклонений в выборе контрагента от установившейся практики у налогоплательщика;
  • критериям оценки налогоплательщиком привлекательности и выгоды сделки.

Налоговым органам (в ходе проверочного анализа, камеральных и выездных налоговых проверок) предписано запрашивать для проверки следующие документы:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов;
  • источник информации об отобранном контрагенте;
  • деловую переписку с контрагентом;
  • документы, определившие выбор контрагента.

Таким образом, Письмом ФНС закрепляется необходимость проведения налоговиками не формального, а более тщательного исследования доказательной базы для признания факта необоснованной налоговой выгоды.

В то же время, не исключено, что главная задача документа, столь подробно раскрывающего порядок действий контролеров, – просто систематизировать их работу по сбору доказательств вины налогоплательщика, ведь в акте проверки налогового органа необходимо отразить все доказательства незаконного занижения налогов.

Минимизировать возможные риски выявления необоснованной налоговой выгоды позволяет заблаговременное проведение аналога выездной налоговой проверки.

Налоговые консультанты «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» готовы дать профессиональные разъяснения всем вопросам, касающимся камеральных и выездных налоговых проверок, а также оказать комплекс услуг в рамках сопровождения налоговой проверки.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты